Факторы почвообразования основных типов почв. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство Вопросы в параграфе


Практическая работа №10.

­Тема: Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

­Почвы и грунты есть зеркало и

вполне правдивое отражение,

pe­зультат векового взаимодействия

между водой, воздухом, землей, с

одной стороны, растительности и

животными организмами

и возрас­том территории ­ с другой.

В. В. Докучаев
­Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

­Последовательность выполнения работы:

1. На основе анализа текста учебника, с. 93-95, рис. 44, почвенной кap­ты (атлас) и почвенных профилей (учебник, с. 92, рис 43) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

^ Работа по вариантам.

Вариант I – тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые;

Вариант II – серые лесные, черноземы, бурые почвы полупустынь.


Варианты

Типы почв

^ Географическое положение

Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)

Особенности почвенного профиля

Содержание гумуса

Плодородие

I

Тундровые

Север России, побережье Северного Ледовитого океана

Недостаток тепла, низкая испаряемость и, как следствие, избыток влаги, отсутствует древесная растительность, есть только травы и невысокие кустарники + мхи и лишайники, много болот, наличие вечной мерзлоты.

Отсутствие ярко выраженных почвенных горизонтов, почвы кислые, характерны процессы оглеения. Малая мощность почв.

До 10%, в торфянистых и перегнойных почвах до 40%, мощность гумусового горизонта до 20 см.

Очень низкое.

I

Подзолистые

Таежная зона России

Несколько большее кол-во тепла, чем в тундре, но сохраняется избыток влаги, явное преобладание древесной растительности, много болот. Промывной режим.

Почвенный горизонт, находящийся под гумусовым и имеющий цвет золы, сильно выражен.

1-6%.Гумусовый горизонт до 20 см.

Низкое.

I

Дерново-подзолистые

Южная тайга и смешанные леса

Некоторый избыток влаги, большее кол-во тепла, чем в северной тайге и тундре, древесная растительность преобладает, но травянистая растительность более разнообразна. Промывной режим.

Сохраняется выраженность подзолистого горизонта, но с присутствием процесса дернования.

1-6%. Гумусовый горизонт до 20 см

Невысокое.

II

Серые лесные

Смешанные (юг) и широколиственные леса, лесостепь

Оптимальное соотношение тепла и влаги. Древесная и травянистая растительности разнообразны. Периодически-промывной режим.

Более мощная почва по сравнению с дерново-подзолистой, более мощный гумусовый горизонт, процесс вымывания орг.веществ ослабевает.

1-8%. Гумусовый горизонт до 30 см.

Выше среднего.

II

Черноземы

Лесостепь и степь юга России

Континентальный степной климат с теплым летом и холодной зимой с некоторым недостатком влаги, преобладает травянистая растительность. Промывной режим отсутствует.

Очень мощная почва с большим гумусовым горизонтом.

5-10% в гумусовом горизонте 45-60 см.

Высокое и очень высокое.

II

Бурые почвы полупустынь

Полупустыня Прикаспийской низменности.

Континентальный климат с жарким летом и крайним недостатком влаги. Растительность редкая, травянистая. Характерно засоление почв.

Сухая почва, часто с избытком солей и гипса.

До 1,5% в гумусовом горизонте до 15 см.

Очень низкая.

Сделайте вывод.

Характер почвы и ее плодородность зависят от климата местности, а также от произрастающей на ней растительности. Высказывание Докучаева подтвержается.

· Общие сведения

Резонанс токов может возникнуть в цепи синусоидального тока при параллельном соединении ветвей с индуктивным L и емкостном Сэлементами.

При этом дополнительный резистивный элемент R может быть включен в цепь также параллельно, или последовательно, или вовсе отсутствовать. В данной работе исследуется резонанс токов в цепи с параллельным соединением R ,L ,C –элементов, как показано на схеме замещения рис. 3.39.

Рис. 3.39. Схема замещения цепи синусоидального тока
с параллельным соединением R ,L ,C -элементов

Полный ток в этой цепи определяется согласно закону Ома по формуле:

где G = 1/R – активная проводимость; B L = 1/X L – реактивная индуктивная проводимость; B C = 1/X C – реактивная емкостная проводимость; Y = 1/Z – полная проводимость цепи синусоидального тока с параллельным соединением R ,L ,C –элементов; ½B L − B C ½ = B – общая реактивная проводимость.

Из формулы (3.88) видно, что действующее значение тока в неразветвленной части цепи зависит от активной G и реактивной В проводимостей и от напряжения U сети, подведенного к зажимам цепи.

Режим работы цепи синусоидального тока с параллельно соединенными индуктивностью L и конденсатором C , при котором угол сдвига фаз j = y u − y i между напряжением U сети и током I в неразветвленной части цепи равен нулю называется резонансом токов.

Условием возникновения резонанса токов является равенство реактивной индуктивной проводимости B L и реактивной емкостной проводимости В С :

B L = B C .

Поскольку B L = 1/X L и B C = 1/X С , то при условии их равенства вытекает равенство индуктивного X L и емкостного X С сопротивлений:

Х L = Х C ,

которое также является условием возникновения резонанса токов в цепи с параллельным соединением L,C –элементов

Характерные особенности цепи синусоидального тока при резонансе токов.

1. Так как B L = B C , то при резонансе токов, как следует из (3.88) полная проводимость Y рез равна активной проводимости G и принимает минимальное значение:

= G. (3.89)

2. В то же время, полное сопротивление этой цепи при резонансе токов имеет максимальное значение, равное активному сопротивлению:

Z рез = 1/Y рез = 1/G = R . (3.90)

3. Так как Z рез = max, а Y рез =min, то при резонансе ток в неразветвленной части цепи, т.е. полный ток I имеет минимальное значение:

I рез = U /Z рез = Y рез U = GU . (3.91)

Это свойство позволяет обнаруживать резонанс токов в цепи синусоидального тока с параллельными L ,C -элементами при изменении частоты ω или параметров L и C .

4. Так как при резонансе B L = B C , I рез = GU , то действующее значение токов в ветвях с индуктивным и емкостным элементами (рис. 3.39), т.е. реактивные токи I L и I C , равны по модулю и могут превышать ток в неразветвленной части цепи в B L /G раз (если B L = B C > G ):

I L = I C ; (3.92)

I L = B L U = B L I рез /G , (3.93а)

I C = B C U = B C I рез /G . (3.93б)

При этом угол сдвига фаз между токами равен p = 180°, так как в индуктивном элементе ток отстает от напряжения по фазе на угол p/2 , а ток в емкостном элементе опережает напряжение на тот же угол.

Действующее значение тока I R в ветви с резистивным элементом R (рис. 3.39), т. е. активная составляющая тока при резонансе токов, равна току в неразветвленной части цепи:

I R = I а = I рез. (3.94)

Многократное усиление токов в параллельных ветвях с индуктивным L и емкостным С элементами при неизменном общем токе в неразветвленной части цепи является важной особенностью резонанса токов и широко используется в радиотехнических устройствах и установках автоматики.

5. Так как при резонансе токов угол сдвига фаз между напряжением и током в неразветвленной части цепи равен нулю (j = 0), то коэффициент мощности такой цепи равен единице:

cos j = I R /I = P /S = G /Y = R /Z = 1. (3.95)

Из выражения (3.41) следует, что полная мощность при резонансе токов равна активной мощности:

S = YU 2 = GU 2 = P . (3.96)

6. Так как при резонансе токов B L = B C , Q L = B L U 2 и Q C = B C U 2 , то

Q L = Q C , (3.97)

т.е. при резонансе токов реактивная индуктивная мощность равна реактивной емкостной мощности.

Это означает, что при резонансе токов, как и при резонансе напряжений (см. разд. 3.3), происходит обмен энергиями между энергией магнитного поля катушки индуктивности и энергией электрического поля конденсатора, но источник питания в этом обмене не участвует.

Полная реактивная мощность цепи при резонансе токов Q рез, равная разности реактивной индуктивной Q L и реактивной емкостной Q C мощностей, равна нулю:

Q рез = Q L – Q C = 0. (3.98)

Равенство нулю реактивной мощности Q рез рассматриваемой цепи вытекает также из равенства нулю угла сдвига фаз между напряжением и током (j=0) в неразветвленной части цепи:

Q рез = UIsin j = UIsin 0˚ = 0. (3.99)

При этом реактивная индуктивная Q L и реактивная емкостная Q C мощности могут, как и реактивные токи (см. п. 4), приобретать большие значения, оставаясь равными друг другу.

Резонанс токов находит широкое применение в промышленных электрических установках (асинхронных двигателях, сварочных установках и др.) для повышения их коэффициента мощности (cos j). Повышение коэффициента мощности индуктивных потребителей электрической энергии обеспечивается параллельным подключением к ним батареи конденсаторов емкостью С . В этом случае реактивная емкостная мощность конденсаторной батареи Q C уменьшает общую реактивную мощность установки Q , так как

Q Q L – Q C ½, (3.100)

и, тем самым, увеличивает коэффициент мощности cosj, что приводит к уменьшению тока в проводах, соединяющих потребитель с источником электрической энергии .

На рис. 3.40 построена векторная диаграмма токов и напряжения для режима резонанса токов схемы цепи рис. 3.39.

Рис. 3.40. Векторная диаграмма токов и напряжения для режима резонанса

токов при параллельном соединении R,L,C –элементов

При построении этой диаграммы необходимо учитывать характерные особенности режима резонанса токов: I = I a , j = 0, I L = I C , т.е. ток в неразветвленной части цепи при резонансе токов равен активной составляющей тока I = I P = I a и имеет минимальное значение. Угол сдвига фаз между напряжением и током равен нулю: j = 0.

Отсюда следует, что вектор тока совпадает по фазе с вектором напряжения .

Токи в параллельных ветвях с реактивными проводимостями B L и B C равны по модулю и противоположны по фазе:

½ ½=½- ½ (3.101)

и могут значительно превышать полный ток, т.е. ток в неразветвленной части цепи:

I L = I C >> I , если B L = B C >> G .

Вектор тока опережает вектор напряжения на угол p/2 а вектор тока отстает от вектора напряжения на угол p/2. Вектор полного тока находят путем геометрического сложения векторов , и . При резонансе вектор полного тока совпадает по фазе с вектором напряжения (рис. 3.40).

Простейшей электрической цепью, в которой может наблюдаться в лабораторных условиях резонанс токов является цепь с параллельным соединением катушки индуктивности L K и батареи конденсаторов емкостью С . Реальная катушка индуктивности обладает активным R K сопротивлением провода и индуктивным сопротивлением X L собственной индуктивности L . Поэтому рассматриваемую цепь синусоидального тока с двумя параллельными ветвями можно представить в виде схемы замещения, показанной на рис 3.41.

Рис. 3.41. Схема замещения с катушкой индуктивности

и конденсатором для исследования резонанса токов

Как было выше сказано, условием резонанса токов является равенство реактивных проводимостей ветвей цепи B L = B C . Реактивная индуктивная проводимость B L катушки индуктивности с параметрами – R K , X L и реактивная емкостная проводимость В С батареи конденсаторов определяются по формулам :

; (3.102)

. (3.103)

Приравнивая индуктивную и емкостную проводимости, условие резонанса токов можно записать в виде:

, или , (3.104)

где w = w рез – резонансная угловая частота.

Из этого выражения следует, что резонанс токов для цепи (рис. 3.41) можно получить, изменяя параметры R K , L , C и w . В данной работе резонанс токов получается путем изменения емкости С батареи конденсаторов при постоянстве других параметров цепи.

Векторная диаграмма напряжения и токов для режима резонанса токов схемы рис. 3.41 построена на рис. 3.42.

Рис. 3.42. Векторная диаграмма токов для цепи с катушкой индуктивности

и конденсатором в режиме резонанса токов

Так как при резонансе токов B L = B C , то реактивная составляющая тока ветви с катушкой индуктивности равна по модулю и противоположна по знаку реактивному емкостному току ветви с конденсатором:

I КР = -I C .

Поэтому полный реактивный ток цепи в рассматриваемом случае равен нулю:

I P = ½I КР -I C ½= 0. (3.105)

Ток в неразветвленной части цепи (рис. 3.41), т.е. полный ток в цепи при резонансе токов равен активной составляющей тока и совпадает с ней по фазе (рис. 3.42):

= , (3.106)

а вектор тока на векторной токов (рис. 3.42) совпадает по направлению с вектором входного напряжения.

Полная проводимость цепи синусоидального тока с параллельным соединением реальной катушки индуктивности и батареи конденсаторов (рис. 3.41) определяется по формуле:

Y = . (3.107)

Причем из (3.103) видно, что реактивная емкостная проводимость В С пропорциональна емкости С батареи конденсаторов.

Активная Р , реактивная Q и полная S мощности для цепи с параллельными ветвями определяются по формулам (3.108) − (3.110) и, с учетом особенностей схемы рис. 3.41, равны:

Р = Р К = UIcos j = UI Ка = R К = GU 2 , (3.108)

Q = UIsin j = UI КР = X = BU 2 , (3.109)

S = UI = YU 2 = . (3.110)

В режиме резонанса токов эти мощности будут равны:

Р рез = UI = UI Ка = R К = GU 2 , (3.111)

Q рез = 0, (3.112)

S рез = Р рез. (3.113)

Кривые, выражающие зависимость проводимостей, токов, мощностей и коэффициента мощности от емкости батареи конденсатора называются резонансными кривыми .

На рис. 3.43 приведены резонансные кривые (P , Q , S , I , cos j) = f (C ), построенные в общем виде при U = const и w = 2pf = const .

Анализ этих зависимостей показывает, что при увеличении емкости батареи конденсаторов С полная мощность S сначала уменьшается, достигает минимума в режиме резонанса и становится равной активной мощности Р , а затем снова возрастает с увеличением емкости, в пределе стремясь к бесконечности.

Активная мощность Р К, выделяемая на активном сопротивлении провода катушки индуктивности, не зависит от емкости конденсатора в другой ветви цепи и остается постоянной.

Реактивная мощность Q с увеличением емкости батареи конденсаторов снижается, становясь равной нулю в режиме резонанса, а затем возрастает.

Коэффициент мощности cos j изменяется с изменением емкости С в обратном порядке: сначала с увеличением емкости коэффициент мощности возрастает, достигая максимума равного единице в режиме резонанса, а затем уменьшается, в пределе стремясь к нулю.

Полная проводимость цепи Y (на рис. 3.43 не показана) , как и полная мощность S , сначала уменьшается, достигает минимума в режиме резонанса, а затем снова возрастает с увеличением емкости С , в пределе стремясь к бесконечности.

Ток в неразветвленной части цепи пропорционален полной проводимости
(I = YU ). Поэтому характер его изменения подобен характеру изменения полной проводимости Y : сначала с ростом емкости конденсаторов ток I уменьшается, а затем снова начинает увеличиваться.

Рис. 3.43. Резонансные кривые P, Q, S, I, cosj в зависимости от емкости С при

параллельном соединении катушки индуктивности и батареи конденсаторов

Таким образом, резонансные кривые позволяют установить минимальную полную и реактивную мощность, и наименьший ток в неразветвленной части цепи при максимуме коэффициента мощности, равном единице, когда в цепи с параллельным соединением катушки индуктивности и батареи конденсаторов возникает резонанс токов.

Однако повышение коэффициента мощности выше 0,95 обычно не предусматривается, так как это связано со значительным увеличением емкости батареи конденсаторов.

Лабораторная работа делится на четыре части:

1. Подготовительная часть.

2. Измерительная часть (проведение опытов и снятие показаний приборов).

3. Расчетная часть (определение расчетных величин по формулам).

4. Оформительская часть (построение векторных диаграмм).

Примечание

Электромонтажные работы по исследованию резонанса токов в цепи с параллельным соединением R,L,C -элементов на модернизированном лабораторном стенде ЭВ-4 не проводятся , в отличие от работ на старых стендах (см. в – Работа 3а, п.2. Электромонтажная часть).

1.Подготовительная часть

Подготовка к проведению лабораторной работы включает:

1. Изучение теоретической части настоящего пособия и литературы , относящихся к теме данной работы.

2. Предварительное оформление лабораторной работы в соответствии с существующими требованиями .

В результате предварительного оформления лабораторной работы №3б в рабочей тетради или журнале студентом должен быть заполнен титульный лист, в работе должны быть указаны название работы и ее цель, приведены основные сведения по работе, взятые из раздела выше и формулы, необходимые для вычисления расчетных величин, представлены принципиальные и эквивалентные схемы замещения, заготовлены таблицы, соответственно числу опытов в работе.

Кроме этого, должно быть оставлено свободное место для построения векторных диаграмм.

2. Измерительная часть

Необходимые измерения параметров цепи однофазного тока с параллельным соединением электроприемников и исследования резонанса токов проводятся с помощью принципиальной схемы рис. 3.44. Данная схема соответствует панели модернизированног стенда ЭВ-4 с аналогичной мнемосхемой и цифровыми (рис. 3.45)

Рис. 3.44. Принципиальная схема цепи синусоидального тока

с параллельным соединением катушки индуктивности

и батареи конденсаторов для исследования резонанса токов

1. Перед подачей питания к исследуемой цепи на панели стенда с мнемосхемой и цифровыми измерительными приборами (рис. 3.45) перевести все выключатели (S 1 ÷ S 5 , S" 1 , S" 2), в нижнее положение (состояние – «откл»).

2. Подключить лабораторный автотрансформатор (ЛАТР), установленный на горизонтальной панели блока питания (рис. 3.46) к сетевому напряжению (~220 В), нажав черные кнопки «вкл» выключателей. При этом загораются две сигнальные лампы «сеть». После этого нужнообязательноповернуть ручку регулятора ЛАТРАа против часовой стрелки до упора , тем самым, снизив напряжение на его выходе до нуля.

Рис. 3.45. Паналь стенда с цифровыми измерительными приборами и
мнемосхемой для лабораторой работы 3а «Однофазная цепь
с параллельно соединенными электроприемниками.

3. Отключить батарею конденсаторов С нажатием соответствующей черной кнопки выключателя справа от конденсаторов на панели №4 стенда с мнемосхемой рис. 3.47.

4. Подать регулируемое напряжение от ЛАТРа ко входу исследуемой цепи и подключить цифровые измерительные приборы, установив на панели стенда с мнемосхемой кнопки выключателей (S 1 ÷ S 6 , S" 1 ÷ S" 6) в положение «вкл» кроме выключателя S 3 (резистор R во всех опытах должен быть отключен). При этом должны засветиться зеленые цифры на электроизмерительных приборах.

5. Плавным поворотом по часовой стрелке ручки регулятора ЛАТРа (рис. 3.46) установить напряжение U на входе цепи порядка 50 ÷ 80 В, контролируя его цифровым вольтметром V (прибор ЩП02М, установленный слева на панели стенда – рис. 4.45). Следует поддерживать установленное напряжение постоянным во всех опытах с помощью ЛАТРа.

6. В процессе исследования цепи с параллельно соединенными катушкой индуктивности и батареей конденсаторов провести 7 опытов с различной емкостью батареи конденсаторов (величины емкостей для каждого опыта указаны в табл. 3.9) нажатием соответствующих кнопок выключателей на панели №4 стенда (рис. 3.47), постепенно увеличивая емкость с нуля до 120 мкФ. Перед подключением дополнительных конденсаторов в каждом опыте нужно обязательно отключить исследуемую цепь от источника питания (выхода ЛАТРа), переведя выключатели (S 1 , S" 1) в нижнее положение «откл», а перед проведением замеров вновь подключить к напряжению питания цепь с помощью тех же выключателей.

7. Во всех опытах измерить входное напряжение U , потребляемую активную мощность Р и протекающий по цепи ток I , соответственно цифровыми измерительными приборами: вольтметром V , ваттметром W и амперметром А (см. принципиальную схему на рис. 3.44 и панель стенда на рис. 3.45).

8. Напряжение на батарее конденсаторов U С и напряжение на катушке индуктивности U К с параметрами R K , L K измерить цифровыми вольтметрами, соответственно V C и V K , установленными на панели стенда (рис. 3.45).

9. Полученные результаты измерений каждого опыта занести в табл. 3.9.

10. В конце измерительной части данной работы нужно отключить исследуемую цепь от источника питания и сам блок питания от силового щитка с помощью выключателей S 1 и S 1 " на панели с мнемосхемой (рис. 3.46). Сообщить преподавателю об окончании измерений и приступить к вычислениям параметров цепи.

Рис. 3.46. Панель блока питания лабораторного стенда

Рис. 3.47. Панель №4 стенда с мнемосхемами батареи конденсаторов
и катушки индуктивности

Вносите удобрения, применяете пестициды, поливаете и рыхлите, с утра до глубокой ночи на грядках, а урожай не радует? Тратите деньги на районированные современные сорта и гибриды, а в результате на участке жалкие больные растения? Может, все дело в почве?

Садоводство и огородничество нацелено на получение хороших урожаев. Подходящие сорта растений, своевременное применение удобрений и пестицидов, полив – все это влияет на конечный результат.

Но правильная агротехника дает желаемый результат только при учете особенностей почвы на данном участке. Давайте разберемся с типами и видами почвы, их плюсами и минусами.

Виды почвы классифицируются по содержанию в ней:

  • минералов (основная часть);
  • органики и, в первую очередь, гумуса, что определяет ее плодородность;
  • микроорганизмы и иные живые существа, участвующие в переработке остатков растительности.

Важным качеством почвы является способность пропускать воздух и влагу, а также свойство удерживать поступившую воду.

Для растения чрезвычайно важно такое свойство почвы, как теплопроводность (его еще называют теплоемкостью). Оно выражается в периоде времени, в течение которого грунт способен нагреться до определенной температуры и, соответственно, отдать тепло.

Минеральная часть любой почвы – это осадочные горные породы, образовавшиеся в результате выветривания скальных образований. Водные потоки на протяжении миллионов лет разделяют эти продукты на два вида:

  • песок;
  • глину.

Еще одним минералообразующим видом является известняк.

В итоге для равнинной части России можно выделить 7 основных видов почв:

  • глинистая;
  • суглинистая (суглинок);
  • песчаная;
  • супесчаная (супесь);
  • известковая;
  • торфяная;
  • черноземная.

Характеристики почв

Глинистые

Тяжелые, плохо поддающиеся обработке, долго сохнущие и медленно прогревающиеся весной. Плохо пропускают воду и влагу к корням растений. В такой почве плохо развиваются полезные микроорганизмы, практически не происходит процесса разложения растительных остатков.

Суглинистые

Одним из самых распространенных типов почв. По качеству они уступают лишь черноземам. Подходят для выращивания всех садовых и огородных культур.

Суглинки легки в обработке, имеют нормальную кислотность. Быстро нагреваются, но не сразу отдают сохраненное тепло.

Хорошая среда для развития подземной микрофлоры. Процессы разложения и гниения, вследствие доступа воздуха, идут интенсивно.

Песчаные

Легки для любой обработки, хорошо пропускают воду, воздух и жидкие удобрения к корням. Но эти же качества имеют и отрицательные последствия: почва быстро пересыхает и остывает, удобрения при дождях и поливах вымываются водой и уходят вглубь грунта.

Супесчаные

Обладая всеми положительными качествами песчаных почв, супесчаники лучше удерживают минеральные удобрения, органику и влагу.

Известковые

Почва плохо пригодна для садоводства. В ней мало гумуса, а также железа и марганца. Щелочная среда требует подкисления известкового грунта.

Торфяные

Участки в болотистых местах нуждаются в окультуривании и прежде всего в проведении мелиоративных работ. Кислые почвы необходимо ежегодно известковать.

Черноземные

Чернозем – это эталон грунта, не нуждается в окультуривании. Грамотная агротехника – это все, что необходимо для выращивания богатого урожая.

Для более точной классификации почвы рассматривают ее основные физические, химические и органолептические параметры.

Вид почвы

характеристики

глинистая суглинистая песчаная супесчаная известковая торфяная чернозем
Структура Крупноглыбистая комковатая, структурная Мелкозернистая Мелкокомковатая каменистые включения рыхлая Зернисто-комковатая
Плотность высокая средняя низкая средняя высокая низкая средняя
Воздухопроницаемость Очень низкая средняя высокая средняя низкая высокая высокая
Гигроскопичность низкая средняя низкая средняя высокая высокая высокая
Теплоемкость (скорость прогревания) низкая средняя высокая средняя высокая низкая высокая
Кислотность Слабокислая От нейтральной до кислой Низкая, близка к нейтральной слабокислая щелочная кислая От слабощелочной до слабокислой
% гумуса Очень низкий Средний, ближе к высокому низкий средний низкий средний высокий
Окультуривание Внесение песка, золы, торфа, извести, органики. Поддерживать структуру внесением навоза или перегноя. Внесение торфа, перегноя, глиняной пыли, посадка сидератов. Регулярное внесение органики, осенний посев сидератов Внесение органических, калийных и азотных удобрений, сульфата аммония, высевать сидераты Внесение песка, обильное известкование, навоз, компост. При истощении внесение органики, компоста, высевание сидератов.
Культуры, которые могут произрастать деревья и кустарники с развитой корневой системой, уходящей вглубь почвы: дуб, яблони, ясень Растут почти все районированные сорта. Морковь, лук, клубника, смородина Растет большинство культур при использовании правильной агротехники и районированных сортов. Щавель, салаты, редька, ежевика. Смородина,крыжовник, черноплодная рябина, садовая земляника Растет все.

Основные типы почв в России

Сто с лишним лет назад В.В. Докучаев открыл, что формирование основных типов почв на поверхности Земли следует закону широтной зональности.

Тип почвы — это ее атрибуты, которые возникают в сходных условиях и обладают одинаковыми параметрами и условиями почвообразования, которые в свою очередь зависят от климата в течении геологически значимых периодов времени.

Выделяют следующие типы почв:

  • тундровая;
  • подзолистая;
  • дерново-подзолистая;
  • серая лесная;
  • черноземная;
  • каштановая;
  • бурая.

Для земледелия совершенно непригодны тундра и бурые почвы полупустынь. Малоплодородны подзолистые таежные и каштановые почвы сухих степей.

Для сельскохозяйственной деятельности главное значение имеют средне-плодородная дерново-подзолистая почва, плодородная серая лесная и максимально плодородная черноземная почвы. Содержание гумуса, климатические условия с необходимыми теплом и влагой делают эти почвы привлекательными для работы на них.

Мы привыкли видеть красоту в облаках, в окружающей природе, и никогда — в почве. Но именно она создает те неповторимые картины, которые надолго остаются в памяти. Любите, познавайте и берегите почву на вашем участке! Она отплатит вам и вашим детям прекрасными урожаями, радостью созидания и уверенностью в завтрашнем дне.

Определение механического состава почвы:

Значимость почвы в жизни человечества:

Муниципальное образовательное учреждение

Гремячевская средняя общеобразовательная школа

Урок по географии

в 8 классе по теме :

Урок разработала:

Мысягина Т.Н.,

учитель географии

р.п. Гремячево, 2013 г

Тема урока : «Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.

Оборудование:

Почвенная карта, физическая карта, таблицы (типы почв России, почвенные разрезы).

Ход урока

I . Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания

Взаимоопрос в группах по 4 человека.

Работа ведется по карточкам: один ученик отвечает на вопросы карточки, трое слушают ответ и проверяют правильность по образцу.

Вопросы карточки:


1. Что называют почвой?
2. Назовите условия почвообразования.
3. Какие из них являются главными?
4. Кто основатель науки о почвах?
5. Как различаются почвы по механическому составу?
б. Назовите свойства почвы.
7. Почему важна для почвы рыхлая структура?
8. Почему почвы России разнообразны?

Ответы для проверки по образцу:


1. Почва - верхний, рыхлый, плодородный слой земной коры.
2. Условия почвообразования - материнская горная порода, растения, животные. Климат (тепло и влажно), рельеф, время.
3. Главные - материнская порода, растения и животные, климат, микроорганизмы.
4. В. В. Докучаев.
5. Песчаные. Супесчаные, суглинистые, глинистые.
6. Почва обладает плодородием (содержит перегной, минеральные соли, воздух, влагу), имеет разный механический состав, структуру,
имеет почвенные горизонты.
7. В рыхлой почве есть кислород и влага. Лучшая структура зернистая.

III . Изучение нового материала

1. Изучение типов почв и их размещение следует начать с работы по почвенной карте.

Учитель : Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите почвы.

Учащиеся : Арктические и тундрово-глеевые, подзолистые и дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, бурые и серо-бурые.

Учитель : Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв?

Давайте совершим небольшое путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины. Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножия к вершине.

Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почв соответствуют типу растительности. «Почва-зеркало ландшафта».

2. Практическая работа № 9. «Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв, оценка их плодородия».

Эта практическая работа выполняется одновременно с объяснением учителя и под его руководством. В процессе работы учащиеся используют почвенную и климатическую карты в атласе, схемы строения различных почвенных профилей. В результате у учащихся должна получиться таблица.

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

Учитель : Почвы России разнообразны. Каждому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг.

В Арктической пустыне весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет. «Почти», потому что в Арктике есть участки, не занятые снегом и льдом, и на них очень медленно формируется тонкий слой арктических почв. К югу в тундре тепла земля получает больше, но лето прохладное и короткое. Почвообразование замедляет и многолетняя мерзлота, охлаждая почву. Растительность представлена мхами и лишайниками и многолетними кустарниками. Под такой растительностью формируются почвы тундрово-глеевые. Гумуса в них мало, т.к.растительный покров не богат и образование гумуса замедлено из-за недостатка тепла.

В тайге формируются подзолистые, а в южной тайге дерново-подзолистые почвы. При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный горизонт вымывания – подзол.

Учитель : Ребята, почему в тайге мало гумуса, хотя растительность тайги гораздо богаче растительности тундры и степей по биомассе?

Учащиеся: При избыточном увлажнении идет промыв гумуса. Деревья – это многолетние растения, к тому же ель, сосна, пихта – вечнозеленые, только лиственница ежегодно сбрасывает всю хвою.

Учитель дополняет :

Хвоя - неблагоприятный растительный опад, т.к. содержит смолы. При гниении (а оно затруднено) образуются фульвокислоты, которые вымываются из почвы, и к тому же придают ей повышенную кислотность. Поэтому почвы тайги - кислые.

В сибирской тайге почвообразование замедлено из-за подземного «холодильника» - многолетней мерзлоты. Почвы здесь таежно-мерзлотные. Промыва в этих почвах нет из-за мерзлоты, которая является водоупорным слоем.

Под смешанными лесами формируются почвы дерново-подзолистые и серые лесные. Благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду, почвы смешанных и широколиственных лесов содержат больше гумуса.

Самые плодородные почвы под степной травянистой растительностью - черноземы. В них гумуса 10-12%, т.е. в 10-12 раз больше, чем в почвах тайги. Учитель : Ребята, подумайте, почему самые плодородные почвы России - чернозем, «царь почв», по образному выражению В.В.Докучаева, находится под степной растительностью?

Учащиеся : Травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва, т.к. увлажнения недостаточное, что способствует накоплению гумуса.

Учитель : В полупустыне при скудном увлажнении и разреженном растительном покрове формируются засоленные бурые и серо-бурые почвы.

Не всегда почвы подчиняются закону широтной зональности.

Учитель : Подумайте, где этот закон нарушается?

Учащиеся : В горах - высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв.

По окончании беседы у учащихся должна получиться таблица:

Типы и свойства почв различных природных зон

п/п

Природная зона

Типы почв

Свойства почвы

Условия почвообразования

1

Арктическая

пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Крайне мало

неплодородная

Мало тепла и растительности

2

Тундра

Тундрово-глеевые

Мало

Маломощные,имеют слой глеевой

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение.

3

Лесная зона

Тайга

Подзолистые

Мало

(1-2 %)

Промывные, кислые

k увл > 1, растительные остатки - хвоя

Тайга Восточной Сибири

Таежно-мерзлотный

Мало

Малоплодородные, холодные

Вечная мерзлота

Смешанные

Дерново-подзолистые

Больше, чем в подзолистых

Более плодородные

Промыв весной, больше растительных остатков

Широколиственные леса

Серые лесные

4-5 %

4

Степи

Черноземы, каштановые

10-12 %

Самые плодородные почвы

k увл = 1 и 0,8; 0,9, много растительных остатков ежегодно, много тепла

5

Полупустыни

Бурые, серо-бурые

Гумуса меньше

Засоление почв

Сухой климат, разреженный растительный покров

k увл < 0,5

IV . Закрепление

Какие почвы формируются под лесами? (подзолистые, серые лесные)

В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (в степях)

Какие почвы самые плодородные? (черноземы)

Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (идет промыв почвы, так как k > 1)

В какой зоне происходит накопление солей? (полупустынь)

Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в европейской части, а таежно-мерзлотные? (в Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву)

V . Домашнее задание.

§ 26. Выучить основные типы почв и их свойства

ПОЧВЫ ТАЕЖНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЫ

Подзолистые почвы являются наиболее распространенными почвами России, преобладают в таежно-лесной зоне, охватываю­щей более 50 % ее территории, в том числе около 18 % площади расположено в горных районах Средней и Восточной Сибири. Таежно-лесную зону и северную часть лесостепной зоны с серыми лесными почвами часто называют Нечерноземной зоной, учиты­вая общность природно-хозяйственных признаков и особенности ведения земледелия на этой территории.

Условия Почвообразования

Природные условия таежно-лесной зоны чрезвычайно разно­образны в связи с ее огромной протяженностью с севера на юг (от зоны тундры до лесостепной) и с запада на восток (от Ленинград­ской области до берегов Охотского и Японского морей). Равнин­ные, в основном европейская и западносибирская, части таежно-лесной зоны по климатическим условиям, растительности и по­чвенному покрову подразделяют с севера на юг на три подзоны: северную, среднюю и южную тайгу. Восточнее также выделяют крупные территории зоны, различающиеся по природным услови­ям и почвенному покрову. Отметим общие показатели условий почвообразования таежно-лесной зоны.

Климат . Климат зоны умеренно холодный, с нарастанием континентальности к востоку. В районах Восточной Сибири он резко континентальный, а на Дальнем Востоке - муссонный. Средняя годовая температура на западе европейской территории таежно-лесной зоны 4 °С, в восточной ее части (Среднее Предуралье) около 1 °С, в Восточной Сибири -7...-16 °С и на Дальнем Востоке до 7,5 °С. Годовое количество осадков в северотаежной подзоне центральной части европейской территории России око­ло 400 мм, в среднетаежной около 500 мм и в южнотаежной около 600 мм. Сумма годовых температур >10 °С соответственно состав­ляет около 1200,1600 и 2200 °С. К западу количество осадков и сум­ма температур возрастают, а к востоку снижаются.

Основное количество осадков в зоне выпадает в теплое время года; годовое количество осадков на большей территории преоб­ладает над испаряемостью в 1,1 - 1,3 раза, а это, особенно под ле­сом, обеспечивает промывной тип водного режима, создает усло­вия для образования подзолистых почв. Однако во многих райо­нах Восточной Сибири (Центрально-Якутская низменность и др.) увлажнение недостаточное, годовое количество осадков меньше испаряемости. Азиатская территория, особенно Восточ­ная Сибирь, расположена в зоне островной и сплошной вечной мерзлоты с распространенным здесь мерзлотным типом водного режима, оказывающим значительное влияние на процессы поч­вообразования.

Рельеф . Европейская часть таежно-лесной зоны располо­жена в пределах волнистой и увалистой равнины. На формирова­ние ее рельефа, в том числе возвышенностей, большое влияние кроме тектонических процессов оказала деятельность Скандинав­ского, Ново-Земельского, Северно-Уральского ледников и пото­ков ледниковых вод в ледниковую эпоху, а также ветра, делюви­альных вод и криогенных процессов в постгляциальный период. В итоге сформировался склоновый рельеф, расчлененный речными долинами, с хорошо выраженной овражно-балочной сетью, спо­собствующий активному развитию плоскостной водной эрозии, особенно на пашне.

Западносибирская часть зоны охватывает Западносибирскую низменность. Это обширная слабодренированная равнина. Вос­точнее преобладают плоскогорья и горные районы, среди которых выделяется обширная Центрально-Якутская низменность. На Дальнем Востоке среди горных образований располагаются низ­менности, являющиеся основными земледельческими территори­ями.

Почвообразующие породы в европейской части и Западной Си­бири представлены в основном разнообразными четвертичными бескарбонатными отложениями ледникового, водно-ледникового и озерно-ледникового происхождения различного гранулометри­ческого состава (морены, флювиогляциальные пески и супеси, по­кровные суглинки и глины и т. д.;. Кроме этих пород выделяются древнеаллювиальные и современные аллювиальные отложения, элювий и делювий коренных пород, а иногда и лёссо­видные суглинки.

Часто наблюдается двучленность почвообразующих пород по гранулометрическому составу в пределах почвенного профиля, влияющая на водные, физические и другие свойства почв. В райо­нах (исключая горные) Средней и Восточной Сибири почвообра­зующие породы представлены главным образом элювием и делю­вием коренных пород; в Центрально-Якутской низменности пре­обладают четвертичные лёссовидные суглинки и супеси, а на рав­нинах Дальнего Востока - четвертичные и более древние породы различного гранулометрического состава.

Растительность . Преобладают таежные леса, в основ­ном хвойные с моховым покровом, а на юге зоны древостой состо­ит из лиственных и широколиственных древесных пород с приме­сью хвойных, с травянистым и моховым покровом. Открытые не­заболоченные территории заняты луговыми, а переувлажнен­ные - болотными ассоциациями растений. Особенно много болот в северной части зоны и в пределах Западносибирской низмен­ности.

Подзоны европейской и западносибирской частей зоны харак­теризуются по растительности следующими особенностями.

Подзона северной тайги занята редкостойными еловыми леса­ми с примесью березы, лиственницы и осины с моховым, лишай­никовым и мохово-кустарниковым напочвенным покровами. В западной части подзоны и на легких почвообразующих породах преобладают сосновые леса.

Северная тайга является подзоной глеево-подзолистых и под­золистых иллювиально-гумусовых почв.

Подзону средней тайги иногда называют подзоной зеленомошных темнохвойных еловых лесов; травянистая растительность под пологом леса практически отсутствует. Это типичная тайга. На легких породах развиваются сосновые боры - беломошники. Не­редко встречается лишайниковый напочвенный покров. На вы­рубках и пожарищах хвойные породы уступают место березе и осине.

Средняя тайга является подзоной подзолистых почв. Подзона южной тайги занята смешанными широколиственно­хвойными лесами с мохово-травянистым и травянистым покрова­ми. К востоку доля широколиственных пород (дуб, ясень, клен, липа) уменьшается, а доля хвойных пород, в том числе пихты, воз­растает. Вырубки и пожарища, так же как и в средней тайге, быст­ро занимают осина и береза. Эти древесные породы в южнотаеж­ной подзоне Западной Сибири наряду с хвойными являются пре­обладающими. Почвенный покров южной тайги образует подзону дерново-подзолистых почв.

Для средне- и восточносибирской таежно-лесной зоны ха­рактерны светлохвойные лиственничные леса, для Дальнего Востока - светлохвойные, темнохвойные и широколиственные леса.

Как было отмечено, условия почвообразования изменяются в таежно-лесной зоне не только с севера на юг по подзонам, но и с запада на восток, а это обусловливает формирование фациальных особенностей почв, выражающихся в возникновении в почвах специфических признаков, свойств и режимов. Выделяют теплую (западно- и южноевропейскую), умеренную (восточноевропейс­кую), холодную (западно- и среднесибирскую), длительно-мерзлот­ную (восточносибирскую и дальневосточную) и холодную влажную (тихоокеанскую) фации - Камчатка, Сахалин.

Основными процессами, под влиянием которых происходило образование почвенного покрова таежно-лесной зоны, являются подзолистый, дерновый и болотный (торфообразование и оглеение). Отмечено также проявление лессиважа, а на территории Центрально-Якутской низменности - солонцового, солончако­вого процессов и процесса осолонения. Рассмотрим главные по­чвы зоны: подзолистые, дерново-подзолистые.

Подзолистые Почвы

Подзолистые почвы наиболее распространены в среднетаежной и северотаежной подзонах, встречаются также в южнотаеж­ной подзоне.

Название «подзолистые почвы» происходит от народного слова «подзол», что отражает окраску находящегося под лесной подстил­кой подзолистого слоя, по виду напоминающего золу. Название это введено в научную литературу В. В. Докучаевым.

подзолистые почвы

дерново-подзолистые

Подзолистые почвы разделяют на два подзональных подтипа: подзолистые и глеево-подзолистые.

Подзолистый процесс - главный почвообразовательный про­цесс, под воздействием которого образовались подзолистые по­чвы. В результате его проявления происходят разрушение в верх­ней части профиля почвы первичных и вторичных минералов и вынос продуктов разрушения в нижележащие горизонты и грунто­вые воды.

Согласно коллоидно-химической теории К. К. Гедройца, имевшей длительное признание, основная роль в оподзоливании принадлежит водородному иону воды. По теории В. Р. Вильямса, подзолистый процесс связан с определенной группой специфи­ческих органических кислот (креновых, или фульвокислот по со­временной терминологии), которые вызывают разложение мине­ралов твердой фазы почв. Теория подзолообразования получила дальнейшее развитие в результате исследований И. В. Тюрина, С. П.Яркова, А. А. Завалишина, Н. П. Ремезова, И. Н. Антипова-Каратаева, А. А. Роде, Е. Н. Ивановой, И. С. Кауричева, В. В. По­номаревой, Т. В. Аристовской и других ученых.

Согласно современным представлениям в подзолообразовании участвуют фульвокислоты, преобладающие в составе специфичес­кой части гумуса лесных почв, а также низкомолекулярные орга­нические кислоты (уксусная, муравьиная, лимонная и др.) и орга­нические кислоты, образующиеся в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и выделяемые корнями растений. Химическое взаимодействие минералов в залегающем под лесной подстилкой слое, в том числе входящих в состав ила, с кислотами приводит к образованию легкорастворимых в воде солей и под­вижных органоминеральных соединений, которые благодаря гос­подству в таежно-лесной зоне промывного водного режима выно­сятся в нижнюю часть профиля почвы или за пределы почвенного слоя.

В результате диссоциации кислотных продуктов и растворения в воде С0 2 возникающий водородный ион вступает в обменные реакции с катионами оснований почвенного коллоидного комп­лекса; в почвенном растворе значительно повышается их концент­рация; они также выносятся вниз с нисходящими токами почвен­ных растворов. Горизонт постепенно обедняется кальцием, маг­нием, фосфором, алюминием и другими элементами, а удаление железа и марганца приводит к его обесцвечиванию. При разруше­нии силикатов и алюмосиликатов образуется вторичный кварц в виде кремнеземистой присыпки, по цвету похожей на золу. В оподзоливаемом горизонте происходит также относительное на­копление входящего в его состав первичного кварца, так как этот минерал устойчив к химическим реакциям. Этот белесый горизонт называют элювиальным или подзолистым, а горизонт, залегающий под ним, - иллювиальным или вмывания.

Интенсивность подзолистого процесса (по С. П. Яркову) зави­сит от сочетания условий почвообразования. Чем слабее нисходя­щий ток почвенных растворов, тем меньше оподзоливается почва, а это связано с показателем соотношения годового количества осадков и испаряемости, гранулометрическим составом и физи­ческими свойствами почвы, ее положением по рельефу, наличием лесной подстилки и т. д. Кроме того, для подзолообразования не­обходимо периодическое чередование избыточного увлажнения (обычно весной) и подсушивания (летом) верхней части профиля лесной почвы. При этом в результате развития восстановительных процессов в лесной подстилке, а иногда и под ней сначала образу­ются легкорастворимые закисные соединения железа и марганца, подвижные формы алюминия, которые легко мигрируют вниз с нисходящими токами почвенных растворов и, окисляясь в иллю­виальном горизонте, закрепляются в нем. Там, где отсутствуют от­меченные условия, подзолистый процесс не проявляется даже под хвойным лесом из-за отсутствия перераспределения содержания элементов по профилю.

Течение подзолистого процесса зависит также от карбонатности материнской породы. При наличии свободных карбонатов про­цесс не идет, так как нейтрализуются кислоты, участвующие в под­золообразовании. Карбонаты являются одновременно природным геохимическим барьером и препятствует выносу элементов.

На выраженность подзолистого процесса большое влияние оказывает состав древесных пород. Под лиственными и широко­лиственными лесами оподзоливание обычно идет медленнее, чем под хвойными, благодаря повышенной зольности опада, в кото­ром больше содержится щелочных, щелочно-земельных и других элементов. Оподзоливание усиливается, если напочвенный по­кров под лесом представлен мхами или лишайниками.

Наряду с оподзоливанием генезис подзолистых почв связан с лессиважем. Лессивирование - сложный процесс, включающий механическое проиливание, комплекс физико-химических явле­ний, вызывающих диспергирование глинистых частиц и переме­щение их с нисходящим током почвенных растворов под защитой подвижных органических веществ, комплексирование и вынос железа (Мельникова, Ковеня, 1974). Процесс лессивирования бо­лее активно протекает под лиственными лесами при участии ме­нее кислого гумуса и подвижных органических веществ, при сла­бокислой и близкой к нейтральной реакции. Так как передвиже­ние ила по трещинам и крупным порам без его разрушения наблю­дается во многих почвах, то лессиваж нельзя считать специфическим процессом для формирования профиля только подзолистых почв.

Кроме указанных процессов почвообразования во всех почвен­ных зонах, в том числе и подзонах таежно-лесной зоны, проявля­ется дерновый процесс. Наиболее существенной его особеннос­тью является накопление гумуса, питательных для растений ве­ществ и создание в верхнем горизонте почвы водопрочной зернис­той и комковатой структуры. Учитывая эту его характеристику, следует отметить, что подтипы подзолистых и глеево-подзолистых почв имеют весьма ограниченные признаки дернового процесса в виде слаборазвитого гумусового слоя (с грубым гумусом или гуму­сом фульватного типа) мощностью 1-5 см.

Земледельческое использование подзолистых почв существен­но нарушает природное почвообразование, так как при распашке земель устраняется влияние на почвообразовательные процессы древесной растительности, лесной подстилки, напочвенного мо­хового и лишайникового покровов; в результате внесения органи­ческих и минеральных удобрений изменяется содержание гумуса и питательных элементов; известкование устраняет повышенную кислотность, возрастает биологическая активность почв; при про­ведении осушительных мероприятий улучшается водно-воздуш­ный режим и т.д. Однако недостаток тепла, а в северотаежной подзоне и света остается мощным ограничивающим полевое зем­леделие космическим фактором.

Дерново-подзо­листые почвы

Физико-химические свойства. Дерново-подзо­листые почвы кислые; кислотность почв западных районов южно­таежной подзоны европейской территории обусловливают катио­ны Н + и А1 3+ , а восточных - в основном Н + ; в профиле наиболее кислыми являются иллювиальные горизонты.

Сумма обменных оснований дернового слоя суглинистых почв снижается от слабоподзолистых видов к сильноподзолистым (от 20-25 до 10 мг-экв и ниже). В подзолистом горизонте сумма об­менных оснований наименьшая, а в иллювиальном - более высо­кая, чем в дерновом слое. Степень насыщенности основаниями дерново-подзолистых почв в целом выше, чем у подтипов подзо­листых почв; однако встречается немало дерново-сильноподзоли­стых слабогумусных почв, у которых степень насыщенности осно­ваниями ниже 50 %.

В результате развития плоскостной водной эрозии значительно изменяются состав и все свойства пахотного горизонта в связи с припахиванием нижележащих горизонтов с характерными для них свойствами. При любой степени смытости пахотный слой пред­ставляет собой смесь горизонтов с преобладанием массы основно­го распахиваемого горизонта, который, как правило, и определяет свойства обрабатываемого слоя.

Состав и свойства дерново-подзолистых почв значительно из­меняются при проведении окультуривающих приемов: почвы ут­рачивают неблагоприятные в агрономическом отношении свой­ства и приобретают новые ценные качества. При этом наиболее существенно изменяется пахотный горизонт.

Выбор редакции
Насколько трудно работать в МЧС сегодня? Какими качествами должен обладать потенциальный боец вашего управления? Никогда не было легко...

ХАРАКТЕР РАБОТЫ Редакторы занимаются выпуском в свет печатных изданий (книг, газет, журналов и т.п.), то есть их публикованием....

Положения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, касающиеся контрактной службы и контрактного управляющего вступили в силу с...

21.09.2013 Категория: Доска почета Просмотров: 7561 Это интервью далось не просто. Нет, в том, что Андрей Каменев – интересный...
«У нас такой ремонт хороший сделан, товар свежий, акции проводим регулярно, цены не хуже, чем у конкурентов, а выручки почему-то нет», -...
Ищете работу или планируете ее искать? Вам поможет наш образец заполнения резюме на должность менеджера по туризму (опытного специалиста...
Слайд 2 Задачи урока: Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;Научить правильно определять формы борьбы за...
1 из 18 Презентация на тему: № слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда: Общие сведения Столица: Рим...
Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя. консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;...