Частная технология на тему социальные проблемы военнослужащих. Технологии социальной работы в вооруженных силах рф. Социальное обеспечение военнослужащего и его семьи


Курсовая работа

Социальные проблемы военнослужащих



Введение

Глава 1. Социальные проблемы военнослужащего и его семьи

1 Основные социальные проблемы военнослужащего и его семьи

2 Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи

Глава 2. Социальная работа с военнослужащим и его семьей

2.1 Социальное обеспечение военнослужащего и его семьи

2.2 Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей

Заключение

Список литературы

социальная защита обеспечение семья военнослужащий


Введение


Актуальность работы. Процессы государственной деятельности приобретают в официальных актах наибольшую социальную направленность, то есть в процессе определения приоритета развития начинают наиболее учитываться комплекс человеческих потребностей как высших общественных ценностей, соответствуя которым происходит становление государственной социальной политики. Неотъемлемая сфера деятельностей каждого общества представляет собой процессы создания, совершенствования разветвленных эффективных систем, обеспечивающих социальную защиту. Основная цель социальной защиты представляет собой процессы оказания разовой или постоянной всесторонней поддержки человеку, который попал в затруднительное положение в жизни, для того чтобы обеспечить более полную самореализацию человека.

Цель работы заключается в выявлении социальных проблем военнослужащего и членов его семьи.

Задачи работы:

1.Рассмотрение социальных проблем военнослужащего и его семьи.

Анализ проведения социальных работ с военнослужащим и его семьей.

Объект работы - социальные проблемы военнослужащих и их семей в современной социально-экономической ситуации в обществе.

Предметом работы является содержание, совокупность принципов и методов социальной работы с военнослужащим и его семьей.

В работе мы пользовалисьследующими методами исследования: эмпирическими (наблюдением, описанием), теоретическими (формализацией, аксиоматизацией, гипотетико-дедуктивным методом), всеобщими (анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением, индукцией, дедукцией, аналогией, моделированием, классификацией).

Под социальной защищенностью понимают комплекс конституционного, законодательного обеспечения всех прав и свободы личности. Под социальной защитой понимают наиболее конкретные понятия и сводят ее к деятельности, которая обеспечивает реализацию прав и свободы.

В мире существуют 2 пути решения проблем, связанных с социальной защитой населения. В любой развитой капиталистической стране основой является использование позитивного подхода, в соответствии с которым, проблемы соцзащиты населения признаются, и практикой вырабатываются различные пути, направленные на решение этих проблем.

В таких государствах социальная защита населения достигла высокого уровня. Такой высокий результат был достигнут, благодаря взаимодействию процессов функционирования экономики на основе рыночных механизмов; постоянного проведения эффективного законотворческого процесса; деятельности государства, которая направлена на то, чтобы обеспечить функционирование принятого законодательного акта; взаимодействия предпринимателя и профсоюза для решения любой социально-экономической проблемы. В нашей стране, к сожалению, такого не достигнуто.

Используя Федеральные законы, рассматривающие процессы социально-правового обеспечения, страхования, профессиональной ориентации, трудоустройства военнослужащего и его семьи, необходимо выявлять проблемы, связанные с социально-правовой защитой военнослужащих.

Используя различные методы изучения необходимо выявлять наличие несоответствия социально-правовых аспектов и реальной соцпомощи и поддержки военнослужащих нашей страны.

Проблемой является процессы поиска нового гуманистического принципа и метода соцработы с военнослужащим и его семьей, а также реальное разрешение несоответствий теоретических и практических баз социально-правового обеспечения военнослужащих. Работа состоит из введения, содержащего актуальность данной темы, цель, задачи, предмет, объект и методы работы; 2 глав, в которых рассмотрены социальные проблемы военнослужащих и деятельность социальных работников с военнослужащими и их семьями; заключения и списка литературы.


Глава 1. Социальные проблемы военнослужащего и его семьи


1.1 Основные социальные проблемы военнослужащего и его семьи


Самая острая проблема военнослужащих России в настоящее время представлена наличием не одной статусной системы:

наличие официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношения, которая определяется общими законами и ведомственными актами, такими как уставы, инструкции и др.);

наличие «дедовской» системы, заключающейся в неформальном, но очень распространенном приоритете старослужащего солдата, насаждаемого им самим, сопровождающейся угнетением и унижением новеньких солдат;

наличие «земляческой» статусной системы, заключающейся во власти и влиянии в воинском коллективе, которая распределяется в соответствии с принадлежностью к определенным территориальным либо национальным группировкам.

Социально-экономические трудности, характерные для нашей страны, привели к задержке выплат денежных содержаний военнослужащему, распаду систем материально-технических снабжений, устареванию техники и вооружения.

Процесс крушения прежнего идеологического течения, в котором военнослужащий занимал ведущее место в качестве символа государственной власти и таких явлений как патриотизм, священный долг защиты Родины от вражеских нападений, привел к отсутствию новых ценностных ориентаций и исчезновению старых. Все эти процессы привели к возникновению моральных и психологических кризисов Вооруженных Сил России, к тому, что военнослужащие ощущают свою деятельность бесцельной, происходит падение престижа военнослужащих, массовое уклонение от армии, присутствует неуверенность военных в стабильной жизни, в светлом будущем.

Особая группа представлена проблемами, которые испытывают участники войн и вооруженных конфликтов, а также процессы реадаптации таких военных к мирному существованию.

Острой проблемой является то, что военные, которые получили ранение, лишились здоровья, трудоспособности, социального функционирования, не получают в нашей стране адекватное социальное обеспечение. Такие военные и члены их семей сталкиваются с материальными, финансовыми, жилищными, медицинскими, социальными проблемами, решить которые сами военнослужащие и государство в современных условиях не может.

Также важной проблемой является то, что и военные, не получившие ранения в вооруженном конфликте, представляют собой носителей «посттравматических стрессовых синдромов».

Психологические стрессы приводят к возникновению болезней, имеющих психосоматическую природу: язвы, гипертонии, астмы и других.

Самым болезненным воздействием на участника войны является общественное отчуждение, процесс развенчания цели и метода вооруженного конфликта.

Военнослужащий и его семья сталкиваются со всеми проблемами, характерными любой другой семье, при этом они имеют и комплекс собственных трудностей.

Часто семьи военных, несущих срочную службу лишаются заработков главы семьи, которые являются основным источником доходов. В результате этого семья такого военного, особенно с детьми, сталкивается с большими материальными проблемами.

Пособия, которые выплачиваются в таких случаях не покрывают всех затрат, необходимых для содержания ребенка.

Также острой проблемой военнослужащих и их семей является малое обеспечение. Заработные платы военных не соответствуют росту жизненной дороговизны. Они вообще не обеспечивают специфические потребности жизни военных на службе, а дополнительные заработки являются запрещенными законодательством.

Жена военнослужащего, даже, имеющая высшее образование, зачастую не может найти место работы из-за ограничения вакансий, а пособия по безработице выплачиваются лишь небольшому количеству таких женщин.

Существование всех этих проблем привело к тому, что многие военнослужащие и члены их семей социально бедствуют.


1.2 Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи


Процесс перехода к рыночному строю, реформирования государственной структуры, в т.ч. и Вооруженных Сил России, обусловил острую потребность в усилении такого процесса, как социально-экономическая защищенность военнослужащего и его семьи.

Военнослужащий относится к специальным сферам занятости, выполняет социально-ответственную функцию, возложенную на него правительством и общественным строем. Военнослужащий, как каждый человек, нуждается в совокупности предметов потребления, услуг, наличии жилья. Все это необходимо военнослужащим и их семьям для того, чтобы они могли жить и качественно выполнять свой воинский долг.

То, что сейчас в нашей стране, к сожалению, невозможным является удовлетворение тех либо иных потребностей оказывает большое влияние на полноту выполняемого долга военнослужащих.

Сегодня в нашей стране военнослужащие имеют перечень прав и социально-экономических гарантий, определенных законами, которые в юридическом контексте обеспечивают наличие среднего уровня удовлетворения различных нужд военнослужащих.

К сожалению, на практике процесс их реализации в некоторых направлениях затруднен, невзирая на то, что в законодательном плане существует соответствующее решение этих проблем.

К таким проблемам относят процессы обеспеченности квартирами, трудоустройства семьи увольняемого военнослужащего, социально-бытового обслуживания.

Процесс обеспечения жилой собственностью является самой острой проблемой в современных условиях в нашей стране.

Процессы возникновения кризисных экономических явлений, распада Советского Союза, образования национальной армии вызвали свертывание жилищных строительств вообще и для военнослужащих России особенно.

Число военнослужащих, не имеющих жилье, постоянно увеличивается, и уже насчитывает несколько десятков тысяч.

То, что отсутствует служебная площадь в гарнизоне вследствие ее всеобщей нехватки, привело к тому, что военнослужащие вынуждены снимать «угол» у частного лица.

Именно поэтому военнослужащие и члены их семей находятся на грани полунищенства, т. к. государство не выплачивает военнослужащим никаких компенсаций за найм квартир.

Удовлетворение потребностей в жилье в процессе наращиваний объема строительств в создавшихся ситуациях является невозможным из-за нехватки строительного материала, технического оборудования, энергоносителя.

Наличие высокой рыночной стоимости, а также продолжительный срок строительства не позволяет пользоваться уволенному в запас военнослужащему безвозвратными ссудами на покупку жилья, т. к. размеры пенсии и возможного накопления военнослужащего не позволяют вносить соответствующий взнос в кооперативную организацию или осуществлять процесс постройки жилья самому.

Процесс возведения служебных жилых помещений проблематичен также из-за этого. Военнослужащие и члены их семьи ощущают и негативное воздействие на них роста безработицы.

Сейчас значительная часть семей военнослужащих, находится в отдаленных гарнизонах, большая часть которых имеет высокую профессиональную подготовку, но они являются подверженными вынужденной безработице. Которая зачастую длится многие годы.

Уволенные военные сталкиваются с трудностями, связанными с трудоустройством, в связи со спецификой их службы.

Когда военнослужащие сталкиваются с проблемами трудоустройства, связанными с отдаленностью их гарнизонов, государством по закону должны выплачиваться компенсации либо пособия безработной категории военных и их семей.

Когда военнослужащие сталкиваются с проблемами трудоустройства, связанными со спецификой их службы, государство должно предписывать профессиональную ориентацию, а также соответствующую доподготовку уволенного военного, предоставлять ему жилищные условия, возможность трудоустройства.

Если будут отсутствовать условия, при которых будет возможна реализация законодательных актов по этой инфраструктуре решение существующих проблем будет затруднительным.


Глава 2. Социальная работа с военнослужащим и его семьей


2.1 Социальное обеспечение военнослужащего и его семьи


В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязательным является проявление чуткости, внимательности к подчиненному; в отношениях недопустима бестактность, грубость; необходимо сочетание высокой требовательности и принципиальности с уважением личности подчиненного; обязательным является принятие мер для решения бытового вопроса и обеспечения право и соцзащиты военнослужащего, а также человека, уволенного из армии, и его семьи; создание условий, способствующих развитию технических и иных творческих способностей; создание условий, способствующих культурному росту и отдыху, укреплению здоровья и физразвития; ходатайствование за подчиненных перед старшими по званию.

В настоящее время происходит увеличение бюджетных ассигнований для предоставления военнослужащему и приравненному к нему лицу жилья, для социальной защиты военнослужащего и приравненного к нему лица, его семьи, и людей, которые уволены из армии.

Семья военнослужащего, и люди, которые уволены из армии по возрастному критерию, неудовлетворительному здоровью либо в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а также военные и их семьи, которые по вынуждению покинули опасный для жизни район, и стали беженцами, должны обязательно прописываться местной властью в новой квартире.

Военнослужащим должны предоставляться первоочередные права для вступления в жилищно-строительный (жилищный) кооператив, или выделяться земельный участок под строительство индивидуального жилого дома, или необходимо производить продажу квартиры либо индивидуального жилого дома из государственных, муниципальных, ведомственных жилищных фондов по льготным условиям, определяемым государством.

Комплекс прав и льгот военнослужащего и его семьи (права на оказание бесплатной медицинской помощи в военно-медицинском подразделении, части и учреждении.

В период отпусков военные должны обеспечиваться санаторно-курортными путевками, для них необходимо организовывать отдых за оплату в санатории, доме отдыха, пансионате, на туристской базе Минобороны РФ либо в санаторно-курортном и оздоровительном учреждении другого министерства или ведомства РФ).

Это должно распространяться и на офицера, уволенного из армии по возрастному критерию и по неудовлетворительному здоровью либо в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а также на тех военнослужащих, которые отслужили в Вооруженных Силах РФ двадцать и больше лет. Все это должно распространяться и на семьи военнослужащих.

Военнослужащие, граждане, уволенные из армии, и члены их семей должны также как и все другие граждане РФ гарантированно получать долю госсобственности, приватизируя ее.

Военные, которые были уволены из армии по возрастному критерию, неудовлетворительному здоровью либо в результате организационно-штатных мероприятий, а также те военнослужащие, которые отслужили в Вооруженных Силах РФ двадцать и больше лет должны освобождаться от уплат земельных налогов и налогов на собственность.

Также они должны быть освобождены местной властью в полном размере либо в частичном от уплат иных налогов.

Согласно Закону РФ от 6.07. 91 г. "О местном самоуправлении в РФ" права на осуществление назначения и выплат пенсионного обеспечения были предоставлены районным (городским) административным органам управления как исполнительному органу госвласти на местах.

Сейчас данный закон применяется в аспекте, не противоречащем Конституции РФ (согласно пункту два раздела 2-го "Заключительные и переходные положения") и закону от двадцать восьмого августа тысяча девятьсот девяносто пятого года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (согласно пункту три статьи седьмой).

Существующее законодательное регулирование обязанностей органа районного (городского) административного управления, в независимости от того, это органы местной власти либо органы, входящие в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, предписывает всем этим органам обязательное назначение и выплачивание государственных пенсий военным.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" финансирование выплаты назначенных в соответствии с данным Законом пенсий осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Полномочия по назначению, исчислению, перерасчету и выплате государственных пенсий названными актами Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлены не были.

Кроме того, следует учитывать, что выплаты пенсий военнослужащим на нестраховой основе (военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц и членам их семей), финансирование которых также производит Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют соответствующие министерства и ведомства.


2.2 Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей


Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы.

Первая группа методов получила название организационных методов. Они представляют собой совокупность приемов и способов деятельности, которые используются в решении различных организационных задач социальной работы.

Организационные методы делят на:

организационно-распорядительный;

организационно-координационный;

организационно-инструктивный;

организационно-технический и другие.

Комплекс этих методов помогает социальным работникам осуществлять адекватную организацию социально-правовой помощи и поддержки военнослужащему и его семье, информирование военных о полномочии и обязанности разных звеньев правления, органов соцзащиты и соцслужб.

Вторая группа методов получила название педагогических методов. Такие методы используются в процессе оказания соцпомощи военнослужащему как отдельной личности и как члену общества, в котором идут процессы социализации и социальной ориентированности.

Выделено 3 основных вида педагогических методов:

метод становления сознания личностей (понятия, суждения, убеждения, оценки);

метод организации познавательных, практических видов деятельности и поведения (поручений, заданий, упражнений, процесс создания специфичных воспитывающих условий);

метод стимулирования деятельности и поведения индивида (оценки, поощрения, порицания и другое).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественнополезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.

Методы психологического исследования:

Наблюдение - систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя.

Эксперимент - активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента: лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные, и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий; естественный эксперимент - проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни; формирующий эксперимент - сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

Данные методы позволяют социальному работнику выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и, помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.

В социальной работе используются следующие экономические методы:

статистические;

математические;

анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов действий (метод принятия оптимальных решений);

балансовые;

индексные;

выборочные;

технологический анализ рядов динамики и т.д.

Данные методы помогают социальному работнику формировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим и их семьям, создавать эффективную систему их социальной защиты, повышение социальной мобильности, а так же результативности работы государственной социальной службы.

Методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей можно разделить на:

метод индивидуальной социальной работы;

метод социальной работы с группой;

общинный метод.

Метод индивидуальной социальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).

В процессе работы социальный работник должен:

Установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах;

Изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи;

концептуализировать проблему;

определить и исследовать предполагаемое решение;

выбрать стратегическое направление;

реализовать решения проблемы и т.д.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе - с каждым из ее членов отдельно.

В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.

Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.

Цель использования метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам военнослужащих и членам их семей, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы.

При этом основными методами работы являются:

социальная диагностика;

социальное прогнозирование;

социальное планирование микросоциальной среды;

социально-терапевтическая работа;

развитие системы территориального самоуправления;

благотворительные акции в микросоциальной среде;

практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине - добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.

Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы.

Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей военнослужащего как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.

Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.

В общем можно сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными.

Правильное использование социальными работниками всех этих типов методов позволяют им выявить проблемы военнослужащих и их семей и, находить пути для их решения.


Заключение


В современное время происходит проведение качественных разработок законодательных актов, связанных с обеспечением социально-правовой помощи и поддержки военнослужащего и его семьи.

Только в теоретическом аспекте, люди несущие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и их семьи имеют надежную гарантию.

Медико-социальная, педагогическая, психологическая, психиатрическая и другая помощь, обеспечивающая основы психосоматического здоровья людей, несущих службу и их семей, качественно разработана, также лишь теоретически.

Проблемы социально-экономического обеспечения, включающие в себя выплаты льготы, пенсии, страхование и обслуживание военных и их семей также находится на высоком уровне, но, к сожалению, опять же только лишь теоретическом.

Анализ основных социальных проблем военнослужащих, процесс теоретического осмысления и эмпирического наблюдения за жизнью военных и их семей, дает возможность прийти к выводу о том, что основная проблема в современной России заключается в явном противоречии теоретического и практического аспектов, связанных с обеспечением, обслуживанием и защитой военнослужащего и его семьи.

Главной причиной существующих проблем является отсутствие специалистов, имеющих высокую квалификацию, которые работаю в соцсфере и бескорыстно помогают военным и их семьям находить пути адекватного разрешения существующих социальных проблем военнослужащих и их семей.

Социальные работники должны знать и уметь использовать все методы соцработы, как теоретические, эмпирические, так и всеобщие, общенаучные, для обеспечения военнослужащего и его семьи компетентными решениями их социальным проблем. Если военнослужащий не получает компетентную помощь, то он и его семья имеют право подать судебный иск на разбирательство.

Работники судебной системы отвечают за то, чтобы все граждане, независимо от расы, национальности, финансового положения, образования, состояния здоровья или грамотности, имели доступ к правосудию.

Вся деятельность суда должна основываться на идее обслуживания граждан и облегчения доступа к правосудию.

Именно непосредственная работа по облегчению доступа к правосудию укрепляет доверие общественности к судебной системе.

Так же можно выделить причину слабой финансовой базы институтов социальной защиты и социальной работы вообще, и военнослужащих и семей, что отчасти обусловлено политической и экономической нестабильностью государства и общества на современном историческом этапе.

Эта причина является существенным «тормозом» на пути к качественной помощи и поддержке военнослужащим и членам их семей в материальном аспекте их общего благосостояния и активной жизнедеятельности.

Существует еще много как не выявленных, так и нерешенных социальных вопросов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социальных проблем военнослужащих и членов их семей, и организовать наиболее плодотворные методы их разрешения.

В Российской Федерации нужно более полно осмыслить существующие социальные проблемы военных и членов их семей и постоянно напряженно совершенствовать теоретические обоснования решения проблем, проводить разработку эмпирического аспекта исследований, и самое главное, организовывать реальную практическую помощь военнослужащему и его семье в процессе разрешения его социальных проблем.

Главным является то, что нужно помнить - лучшим решением проблем является процесс прогнозирования этих проблем и недопущения их появления.


Список литературы


1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2008. - 367 с.

Глэддинг С. Г Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

Иванов В.Н. Социальные технологии. - М.: МГСУ "Союз", 2006. - 432 с.

Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы от 15 июня 2005 г. N 233. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.; Высш. шк., 2009.-325 с.

Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М.: 2007. - 236 с.

Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра - М, 2008. - 395 с.

О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

О Федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон РФ от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год от 9 декабря 2005 года: Федеральный закон РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

Постановление от 25 июня 2001 г. N 9-п по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27 сентября 200 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Конституционный Суд РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

Райгородский Д. Я. Психология семьи. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. - 752 с.

Распоряжение от 28 апреля 2005 г. N 505-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.10.2005 N 1647-р): Правительство Российской Федерации.- Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

Решение от 19 августа 2005 г. N ВКПИ05-80: Верховный Суд РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 400 с.

Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юрист, 2008. - 334 с.

Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 427 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

2. Технологии социальной работы с военнослужащими

1. Специфика социальных проблем военнослужащих

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военно­служащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельст­вах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здо­ровья находится под неусыпным профессиональным наблюдени­ем, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наибо­лее уважаемых социальных институтов, обладают высоким соци­альным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, свя­занной с воинской службой, содержит в себе определенные объек­тивные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для воо­руженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Украине обусловли­вают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством уста­навливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужа­щим и имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Украины, других войсках (погра­ничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска; войска гражданской обороны), ор­ганах внешней разведки и органах государственной безо­пасности .

Для проходящих военную службу устанавливаются составы во­еннослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; пра­порщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятель­ства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в из­вестной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.

Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на ос­вобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоя­нию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого го­сударства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за соверше­ние тяжкого преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсроч­ка от призыва (например, на время обучения на дневном отделе­нии высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются законодатель­ными органами и могут изменяться. Сроки военной службы по призыву устанавливаются законода­телем, для проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возло­женными на них обязанностями по вооруженной защите государст­ва, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это опре­деляет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура являет­ся жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсужда­ются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, про­ходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию не­благоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащи­ми, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

Все проблемы и кризисы общества находят от­ражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серь­езными соматическими или психическими заболеваниями (с дру­гой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приво­дят к появлению или обострению у военнослужащих различных за­болеваний); рост преступности в обществе, увеличение масшта­бов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооружен­ных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах; офи­циальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, оп­ределяемая общим законодательством и ведомственными докумен­тами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. не­формальный, но, тем не менее, широко распространенный при­оритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угне­тение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие несколь­ких статусных систем является отражением характерной для совре­менного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных сис­тем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, рас­пространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обу­словлено «неформальными» отношениями в воинских коллекти­вах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотиз­ма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсут­ствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризи­са многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового ук­лонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправдан­ной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно доб­ровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие га­рантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех ка­тегорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие воен­нослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив во­еннослужащих, массовые увольнения офицерского состава без пре­доставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действи­тельности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и воо­руженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-пер­вых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие пол­ностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и соци­альных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у госу­дарства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не полу­чили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются но­сителями так называемого «посттравматического стрессового син­дрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психо­соматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн ока­зывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного при­знания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здо­ровье, не имеют должного социального обеспечения - напри­мер, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть толь­ко комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской служ­бы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изме­нение отношения общества к лицам, которые выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и под­держки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер­ные для любых семей , однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара­ботка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла­чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер­жания ребенка.

Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурса­ми самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает . Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не­редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка­ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су­ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш­него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность , так как его заработная плата отстает от роста стоимо­сти жизни, тем более от специфических потребностей существо­вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на на­личие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества ра­бочих мест, а пособие по безработице выплачивается только не­значительной их части. Все это нередко приводит к тому, что се­мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст­вия.

Гражданин, проходящий еденную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35). v
Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.
Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.
Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.
Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.
Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».
Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают, трудности с тем, что отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.
Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Социальная работа, по определению, является оказанием помощи тем индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд представляется, что военнослужащие В нормальных социальных обстоятельствах по самому характеру своей деятельности, по специальному набору личностных качеств, которые служат предпосылкой к ней, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это как правило люди в наиболее благоприятном возрастном диапазоне, вышедшие их детства, но еще далекие от старости. Их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением и отвечает достаточно жестким критериям, предъявляемым военной службой. Наконец, вооруженные силы принадлежат к одним из наиболее уважаемых социальных институтов, их представители обладают высоким социальным статусом и находятся в благоприятном материальном и моральном положении.
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, заключает в себе определенные объективные затруднения, которые негативно влияют на военнослужащих и могут препятствовать их социальному функционированию. Подобные проблемы характерны для вооруженных сил в любом современном обществе, возможно даже, в любом обществе независимо от его исторической и социально-культурной определенности, хотя для суждений по этому последнему вопросу у нас в настоящее время недостаточно данных. Кроме того, особенности положения военнослужащих в Российской Федерации накладывают отпечаток особой сложности на их социальную ситуацию, и это не может не сказываться на их самочувствии и социальном функционировании.
Прежде, чем рассматривать комплекс проблем, объективно присущих людям, несущим военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые, в соответствии с действующим законодательством, устанавливают статус определяемых явлений.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).
Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. В соответствии с принадлежностью к тому или иному составу находится статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — возраст, состояние здоровья, семейные обстоятельства и другие факторы. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от отношения к тому или иному составу.
Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин), или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации существует комплектование солдатского и сержантского состава Вооруженных Сил преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской обязанности, хотя за последнее время предприняты определенные шаги для формирования профессиональной армии и организации службы солдат и матросов, сержантов и старшин также на добровольной контрактной основе.
Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:
признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;
прошедшие военную службу ь вооруженных силах другого государства;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва, например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения, в других случаях; условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться достаточно широко.
Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту — устанавливаются контрактом.
Проблемный комплекс военнослужащих и их семей обусловлен возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению, вне зависимости от отношения к приказу того лица, которому он отдается. Кроме того, следует упомянуть отсутствие возможности выбора занятия и места жительства как самого военнослужащего, так и, в ряде случаев, его семьи. В воинской службе часто имеет место наличие неблагоприятных факторов в виде эмоциональной и физической перегруженности военнослужащих, воздействия шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотонии, сенсорной депривации. Испытанием для моральных, эмоциональных и физических сил военнослужащих является также влияние постоянного и недобровольного контакта с одновозрастным и однополым коллективом, отсутствие возможностей уединения, межличностная напряженность, тем более, межличностные конфликты. Подобные факторы характерны для всех армий.
Вооруженные силы тесно связаны с состоянием государства и общества. Соответственно, практически все проблемы и беды российского общества накладывают свой отпечаток на деятельность и самочувствие военнослужащих. Так, снижение качества здоровья и интеллекта каждой следующей возрастной когорты населения приводит к тому, что, при сохранении масштабов призыва, на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями. С другой стороны, непосильные нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводит к появлению или обострению заболеваний. Противоправное поведение в период до поступления на военную службу, рост преступности в обществе, наркомания и алкоголизм воздействуют на людей в военной форме: велико число преступлений, совершаемых военнослужащими, возрастает опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одной из острых проблем современных российских Вооруженных Сил является наличие нескольких статусных систем в ее рядах — официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношений, определяемых общим законодательством и ведомственными документами: уставами, инструкциями и т.д.; «дедовской» системы, основанной на неформальном, но, тем не менее, широко распространенном приоритетном положении старослужащих солдат перед новобранцами, и «земляческой» статусной системы, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Распространение параллельных официальной неформальных статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, то есть распада прежде существовавших ценностных систем и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, акты насильственного поведения по отношению к ряду военнослужащих, распространение суицидов в Вооруженных Силах.
Нарастание социально-экономических трудностей в обществе выражается в многомесячных задержках выплаты денежного содержания военнослужащим, распаде системы материально-технического снабжения, устаревании техники и вооружения, невозможности вести нормальную боевую учебу. Крушение прежде существовавшей идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, как носитель высокостатусных ценностей патриотизма, священного долга защиты отечества перед лицом внешних опасностей, дискредитация этих последних при отсутствии других ценностей, которые могли бы заменить их, приводят к морально-психологическому кризису в сознании ряда военнослужащих, к ощущению бесцельности своей деятельности. Это влечет за собой падение престижа воинского труда, массовое уклонение от призыва, неуверенность военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем. Острым показателем социального неблагополучия в Вооруженных Силах является рост числа суицидов, причем не только среди рядового и сержантского состава, что как правило связано с «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.
Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности — все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.
Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы — все это создает еще один проблемный комплекс «переходного» периода -межу окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.
Острую группу проблем составляет самочувствие лиц, принимавших участие в войнах и вооруженных конфликтах, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения в их ходе или, тем более, утратившие целиком или полностью здоровье, трудоспособность, способности к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, даже те военнослужащие, которые не получили телесных повреждений в подобных вооруженных конфликтах, являются в значительной степени носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Впервые подобное состояние здоровья и психики было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии наблюдалось у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы — слабость психики, при которой незначительные проблемы превращаются в непреодолимые препятствия, которые толкают людей на агрессивные вспышки или на самоубийства, чувство вины погибшими за то, что остался жив, негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем время не лечит такие явления: психологические проблемы у бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны, среди них на треть больше самоубийств и разводов, вполовину больше больных алкоголизмом, наркоманов, чем в среднем по стране. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывает отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
К сожалению, в истории нашей страны было достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил должного общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения — например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным, включая социальные меры, все виды реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб и формирование доступной Среды для инвалидов, организацию психологической поддержки, а также изменение отношения общества к те лицам, которые честно выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.
Семьи военнослужащих испытывают воздействие всех тех проблем, которые характерны для любого другого типа семей, однако у них есть, кроме того, свои собственные трудности. Так, семьи военнослужащих срочной службы лишаются их заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение. Выплачиваемое в таком случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в обеспечение обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов она не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто встречаются трудности с жильем, отсутствие работы для жены, нередко неподходящий климат для детей. Неоднократные переезды к новому месту службы порождают трудности в учебе детей, которые вынуждены адаптироваться каждый раз к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может порождать синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.
Общей проблемой семей военнослужащих является малообеспеченность, так как их заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более, от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, несмотря на, как правило, высшее образование, часто не могут устроиться на работу при ограниченном количестве рабочих мест, пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Социально-экономический кризис государства с многомесячной невыплатой денег военнослужащим нередко ставит их семьи в ситуацию социального бедствия.

Условиях российского общества и основные социальные проблемы военнослужащих

План лекции


1. Социальный портрет российских Вооруженных Сил на современном этапе.

2. Две основные группы социальных проблем военнослужащих:

Вытекающие из специфики профессиональной военной деятельности и связанные с социально-психологическими факторами воинской среды;

Связанные с негативными тенденциями, характерными для современного этапа развития Вооруженных Сил РФ.

3. Наличие в Вооруженных Силах нескольких статусных систем как одна из острейших социальных проблем армии и флота.

4. Социальные проблемы различных категорий военнослужащих.


Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1.Что можно выделить в качестве главной социальной проблемы военнослужащих?

2. Причины «дедовщины» в российских Вооруженных Силах. Возможности ее искоренения.
Литература


  1. «Дедовщина» в армии//Сборник социологических материалов./Под ред.С.А.Белановского. – М., 1991.

  2. Королев С.А. Истоки дедовщины: двухмассовая система как технологическая модель//Философские науки. – 003. - № 8. – С.87-93.

  3. Лемешев С.В. Проблемы обеспечения социальной справедливости в Вооруженных силах Российской Федерации. – М., 1996.

  4. Певень Л.В., Шишканов А.И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих//Социс. – 2002. - № 5 – С.88-95.

  5. Словарь-справочник по социальной работе. – М., 1997.

  6. Социальные гарантии и льготы. – М. – 2005.

  7. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семьями//Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред.проф.Е.И.Холостовой. – М., 2001. – С.388-393.

План лекции

1. Военно-социальная работа как важнейшая составляющая воспитательной работы в Вооруженных Силах

2. Цели социальной работы с военнослужащими:

Защита прав;

Проведение воспитательно-адаптационных и культурных мероприятий.

3. Основные направления военно-социальной работы.

4. Использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.



  1. Насколько эффективной можно считать военно-социальную работу в Вооруженных Силах на современном этапе?

  2. Прокомментируйте неоднозначное отношение в обществе к попыткам введения института военных священников.

Литература


  1. Евсюк А. Права верующих в армии//Закон и армия. – 1996. - № 2. – С.6-9.

  2. Емельянова Н. Исламофобия – путь в никуда: Армия и религия//Независимое военное обозрение. – 1999. - № 35. – С.4.

  3. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих. – М., 1997.

  4. Коршунов В. Исторические и правовые аспекты православия на флоте//Морской сборник. – 2004. - № 12. – С.51-58.


  5. Лукичев Б., Протопопов А. Взаимодействие армии и церкви: к вопросу о реализации в армии права на свободу совести и вероисповедания//Независимая газета. – 1999. – 6 октября. – С.10.

РАЗДЕЛ II. Работа с семьями военнослужащих как приоритетное направление военно-социальной работы.
Тема 5. Сущность и содержание социальной работы с семьями военнослужащих

План лекции


1. Особенности функционирования социальной работы с семьями военнослужащих на различных этапах развития армии и флота России (в 1920-е, в середине 1950-х-начале 1960-х, в 1990-х гг.).

2. Система социальных служб в армии и на флоте.

3. Цели социальной работы с семьей в воинском социуме.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

В чем причины обострения потребности развития социальной работы с семьями военнослужащих на современном этапе?
Литература


  1. Липский И.А. Военно-социальная работа на уровне человека//Армия и общество. – 1998. – № 3. – С.84-95.



Тема 6. Общие проблемы социальной работы с семьями военнослужащих.

План лекции

1. Особенности социальной работы с различными категориями семей военнослужащих:

С семьями офицеров кадрового состава (семья офицера как объект социальной работы);

С семьями офицеров запаса и военных пенсионеров (статус семьи офицера запаса и военного пенсионера в современном обществе);

С семьями военнослужащих срочной службы и проходящих военную службу по контракту.

С семьями военнослужащих в особых ситуациях воинской службы;

С семьями погибших воинов.

2. Частные проблемы социальной работы с семьей военнослужащих.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

Общее и различия в социальной работе с различными категориями семей военнослужащих.

Литература


  1. Некоторые аспекты обеспечения социальной защищенности военнослужащих//Гражданская защита. – 2005. - № 9. – С.32-33.

  2. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семьями//Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред.проф.Е.И.Холостовой. – М., 2001. – С.388-393.

  3. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей военнослужащего//Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч.YI . Методика и практика социальной работы/Отв.ред. М.П.Гурьянова. – М., 1998. – С.155-173.

РАЗДЕЛ IV. Словарь терминов.
Тема 1. Военнослужащие как социальная группа и как объект социальной работы
Военнослужащий - гражданин, проходящий военную службу. Имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба – особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничные войска, внутренние, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Раздел 6. ст.35).
Воинский социум – социальное пространство жизнедеятельности военнослужащих, членов их семей, гражданского населения военных гарнизонов, городков и воинских частей; их устойчивая социальная общность, объединенная местом и условиями жизнедеятельности, обусловленных спецификой воинского труда и быта.
Социальная военная среда – это окружающие военнослужащего условия его жизнедеятельности. Социальная военная макросреда включает все окружающие его общественные, материальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. Социальная военная микросреда представляет собой непосредственное социальное окружение конкретного военнослужащего, оказывающее решающее влияние на его деятельность, поведение и общение, на развитие в целом.
Тема 2. Основы теории военно-социальной работы

Объект военно-социальной работы – конкретный человек, включенный в социальную военную среду.
Предмет военно-социальной работы – практическая деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспечению взаимосвязи человека и среды его обитании.
Социальная защита военнослужащих – деятельность компетентных органов государственной власти, военного управления и местного самоуправления по созданию условий для реализации прав и законных интересов, свобод и обязанностей, а также компенсаций и льгот, вытекающих из особенностей военной службы .
Социальная защищенность военнослужащего – результат действия механизмов социальной защиты, когда лицо, оказавшееся в силу причин объективного или субъективного характера в неблагоприятном положении, располагает, по его собственному мнению, возможностью воспользоваться определенным минимумом гарантированных государством благ.

Тема 3. Актуальность социальной работы с военнослужащими в современных условиях российского общества и основные социальные проблемы военнослужащих
«Дедовская» система взаимоотношений в воинской среде – неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев.
«Земляческая» статусная система взаимоотношений в воинской среде - система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.
«Уставная» система взаимоотношений в воинской среде – система, определяемая общим законодательством и ведомственными документами.

Тема 4. Практика социальной работы с военнослужащими

Военно-социальная работа как практика динамично развивающийся комплекс (в перспективе – система) видов профессиональной деятельности, сущность которых заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающих в процессе их взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.

РАЗДЕЛ VI. Изменения в рабочей программе , которые произошли после утверждения программы

РАЗДЕЛ VII. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность



2006-2007

педагогики и психологии

социальная работа

Рубан М.В.

2007-2008

социально-гуманитарный

социальная работа

Грашевская О.В., канд.ист.наук

2009 - 2010

социально-гуманитарный

социальная работа

Грашевская О.В., канд.ист.наук

2011 - 2012

ИСН

040101.65 Социальная работа
Выбор редакции
Cлайд 1 Cлайд 2 Факторы производства - ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг трудовые ресурсы, или труд;...

23.10.2015 30.03.2019 - админ Секретные фото Луны собранные из разных источников со всего Мира. вход в Лунную базубазы на...

«Как образуется снег» - Лёд бесцветный. Летели серые гуси, Нароняли белого пуха. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Делаете ли...

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить...
Бурное индустриальное развитие в XX веке привело к появлению множества узкопрофильных, но необходимых профессий. Особенно это заметно на...
Электромонтажные работы — неотъемлемая часть любого вида строительных и ремонтных работ. Бизнес, связанный с оказанием таких услуг,...
Тема: «Организация освоения производства новой продукции» ОДЕРЖАНИЕ ВведениеОсвоение производства1 Характеристики процесса освоения...
Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой...
Опросник Голланда Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста...